Центр
защиты прав
животных «Вита», Архангельское отделение
Международное
Сообщество за
Гуманное Образование InterNICHE
www.vita.org.ru,
www.interniche.org
E-mail: vita@vita.org.ru
09.12.2010
Пресс-релиз
10
декабря 2010 года, в Международный день защиты животных, состоится подписание договора между
кафедрой нормальной физиологии и восстановительной
медицины Северного государственного медицинского университета
(СГМУ) и Международным
Сообществом за Гуманное Образование InterNICHE (Центр защиты прав
животных «Вита» - официальный партнёр InterNICHE в России).
СГМУ
станет одиннадцатым российским вузом, подписавшим договор с InterNICHE о
замене
опытам над животными. По условиям договора InterNICHE предоставляет СГМУ
оборудование и компьютерные программы для использования на занятиях в
качестве
альтернативы к опытам на животных.
В
то же время СГМУ станет первым российским медицинским вузом, подписавшим
договор о внедрении альтернатив (до этого подобные договора
подписывались между
ИнтерНИЧ и ветеринарными и сельскохозяйственными вузами)
Проект
позволит сохранить жизнь 300 лягушкам и 50 мышам - именно такое
количество
животных ежегодно погибало на кафедре от рук студентов.
Подписание
договора закрепит многолетнее сотрудничество университета с InterNICHE и
«Витой», которое началось ещё в 2006 году,
когда Алексей Скробанский, координатор Архангельского отделения
«Виты» и
консультант по альтернативам InterNICHE в России посетил вуз с
презентацией
компьютерных программ, заменяющих опыты над животными.
С
тех пор кафедра начала сокращать количество используемых животных, постепенно
сведя все опыты на нет. «Теперь наши студенты
изучают физиологию с использованием новых, гуманных и современных
технологий,
принятых в самых прогрессивных и престижных вузах мира» - рассказывает
заведующая
кафедрой нормальной физиологии и восстановительной медицины, профессор
Светлана
Леонидовна Совершаева. «Современные компьютерные программы по
физиологии,
которые мы внедрили на кафедре,
позволяют в полной мере изучить физиологию организма, не причиняя
вреда
подопытным животным и не калеча психику студентов. Такой способ обучения
превосходит по качеству традиционное использование животных, и этот факт
подтвержден многочисленными опубликованными исследованиями»
За последние несколько лет десятки вузов России, Украины и Беларуси
внедрили
гуманные альтернативные методы обучения, широко распространённые в
большинстве
западных вузов (Новый фильм «Виты» «Гуманное
образование в странах СНГ» рассказывает о прогрессе внедрения
альтернатив на
постсоветском пространстве).
Однако, компьютерные программы, видеофильмы, муляжи, манекены – далеко
не
единственные используемые средства обучения. Гуманное образование
подразумевает
и работу с животными, но не с подопытными, а с пациентами вет.клиник.
Когда
студенты ассистируют опытным врачам в лечении больных животных, начинают
под
контролем специалистов проводить сначала простые, а затем все более
сложные
хирургические манипуляции, они, таким образом, приобретают все
необходимые
практические навыки. Именно так всегда обучаются ветеринары в
Великобритании. В
тех случаях, когда нужно изучить анатомию, используются трупы животных,
полученные из этичных источников, т.е. умершие естественной смертью,
усыпленные
из-за неизлечимой болезни и пр. Во многих зарубежных вузах налажена
программа
передачи в учебные заведения трупов животных из приютов для животных,
ветеринарных клиник и пр.
Кроме того, в настоящее время созданы уникальные тренажеры, манекены и
симуляторы, позволяющие проводить хирургические операции и приобретать
клинические навыки без использования подопытных животных. Например,
австрийский
тренажер «П.О.П.-трейнер», использующийся в российских вузах в качестве
альтернативы к экспериментам на животных, представляет собой замкнутую
систему,
снабженную специальным насосом. В тренажер помещают орган или систему
органов
от этично полученного трупа животного. Артерии органа, предварительно
катетеризированные, соединяют с трубкой внутри тренажера. Насос качает
окрашенную в красный цвет жидкость внутрь органа, что «оживляет» его и
позволяет проводить самые различные хирургические манипуляции. Но
главное
предназначение тренажера – приобретение эндоскопических навыков, для
чего его
накрывают специальной тканью, имитирующей брюшную стенку через разрезы в
которой вводятся эндоскопические инструменты. Кроме того, существует
специальная техника, называемая «перфузией», которая позволяет наполнить
«кровью» целый труп животного или человека.
Еще
один пример альтернативных методик – это экспериментирование
студентов-добровольцев на себе путем нервно-мышечной стимуляции, что
также
позволяет заменить использование животных при изучении, например,
физиологии.
Для этого используется экспериментальный прибор (например, система
«Биопак»),
подключенный к компьютеру. Другой пример самоэкспериментирования
заключается в
приеме студентами-добровольцами различных веществ (например, кофе, чай) с
последующим измерением давления, анализа крови, мочи и пр.
Важно отметить, что большинство альтернативных методов были разработаны
преподавателями с целью повышения качества обучения, с учетом требований
студентов и, исходя из экономических соображений (покупка альтернатив
обходится
дешевле стоимости и содержания подопытных животных).
Дополнительная
информация:
Тел.
8-911-680-88-39 (Архангельское отделение «Виты»)