Общественные организации по защите животных от жестокости возникли впервые в Великобритании.
Первым было создано Общество по предотвращению жестокости к животным в 1824г. в Лондоне. И первое законодательство впервые в истории появилось также в Великобритании в 1822г.
В 1959 г. было создано Международное ОЗЖ по инициативе Королевского общества Великобритании и Массачусетского общества США.
Сейчас в мире существует огромное число ОЗЖ. Наиболее известные из них следующие:
"Всемирное ОЗЖ", международная организация, в состав которой входит более 480 коллективных членов из 120 стран. WSPA представлено в Организации объединённых наций (ООН) и Совете Европы (СЕ). Общество проводит акции по спасению отдельных видов животных в мировых масштабах, акции по оказанию помощи животным в различных регионах мира в случае природных катастроф, национальных бедствий (война). Большое внимание уделяется Обществом программам гуманизации законодательства, гуманизации образования, сокращения числа бездомных животных с помощью стерилизации. Центры Всемирного общества находятся в Лондоне и в Бостоне,США.
"Королевское общество по предотвращению жестокости к животным" /Великобритания/ первое общество по защите животных в Великобритании и в мире. Оно уделяет значительное внимание в своей деятельности домашним животным, однако, всё больше включает в свою работу защиту других животных, вопросы гуманного образования и воспитания Среди других известных организаций в Великобритании можно упомянуть
"Британские врачи против вивисекции" /Англия/
"Животные в неволе" /Англия/ - защищающие животных цирка и зоопарков
"Люди за этичное отношение к животным"/РЕТА/, США, которая является организацией за Права животных и выбрала в качестве основной формы борьбы использование средств массовой информации.
"Красота без жестокости"- за то, чтобы косметика, гигиенические товароы, парфюмерия производились без животных ингредиентов не испытанных на животных /США/
Другими известными в США обществами являются "Американское гуманное общество", "Американское общество против вивисекции"
"Еврониш"/Euroniche/ ,Европа - общественная студенческая организация, выступающая против проведения болезненных экспериментов на животных в учебном процессе и за право студентов получать биомедицинское и ветеринарное образование без насилия над животными.
Великобритания и США лидируют по числу обществ защиты животных и масштабам их деятельности. Но общества по защите животных имеются и в других странах, это национальные общества, большинство из них – члены Всемирного общества. Активны общества Германии, Скандинавских стран, Испании – где ведётся борьба против корриды.
"Центр этичного отношения к животным" /Россия/, созданный в 1997г, является членом "Всемирного ОЗЖ" Центр проводит работу, скоординированную с программой Всемирного общества и некоторых других зарубежных организаций по защите Прав животных. Центр этичного отношения к животным поддерживает связи с организациями по защите животных, оказывает им методическую помощь. Основные направления работы Центра: гуманизация образования, законодательства, замена животных в эксперименте, защита пушных зверей, сельскохозяйственных животных (пропаганда вегетарианства), решение проблемы бездомных животных с помощью биостерилизации.
Источник: «Биоэтика в высшей школе», Т.Н.Павлова
Движение за права животных было начато и возглавлено высокообразованными людьми, элитой английской и американской интеллигенции, выпускниками Оксфордского университета:
Питер Сингер – популярный деятель в области прав животных – профессор философии и директор Центра биоэтики животных в Мельбурне (Австралия) в своей известной книге «Освобождение животных» приводит свою беседу с двумя любительницами животных, чтобы показать различие между любительским отношением к животным, защитой их в прежнем понимании слова и борьбой за Права животных. В беседе дама спросила Сингера и его жену, интересуются ли они животными. «Мы пытались объяснить ей, что нас интересует предотвращение страданий; что мы выступаем против дискриминационного подхода к вопросу; что считается дурным причинять другому существу мучения, которых можно избежать, даже если это существо не принадлежит нашему собственному виду; и что мы считаем, что животные жестоко и безжалостно эксплуатируются людьми, и мы хотим, чтобы стало иначе. С других точек зрения, сказали мы, животные нас особенно не «интересуют». Ни один из нас никогда особенно не увлекался собаками, кошками или лошадьми, как это бывает у других людей. Мы не были «любителями» животных. Мы просто хотели, чтобы к ним относились как к свободным чувствующим существам, которыми они являются, а не обращались, как с той свиньёй, мясо которой было сейчас в бутербродах нашей хозяйки».
Ричард Райдер(доктор психологии) в своей книге «Революция животных»: «Действительно, освобождение животных, - может быть, единственное в своём роде движение среди других движений за освобождение с той точки зрения, что оно возглавлялось и вдохновлялось необычайно большим числом профессиональных философов. В своё время А.Швейцер жаловался, что философия обходила этот вопрос, «играя на рояле, на котором нельзя было дотрагиваться до целого набора клавиш». Однако современную революцию в мышлении, которая испытала необычайный подъём после 1969 года, возглавили сами философы».
Определяя позиции сторонников Прав животных, другой известный американский участник этого движения доктор философии Том Риганв своих книгах «Борьба за Права животных» и «Дело о Правах животных» называет такие цели: отказ от всех видов эксплуатации животных, связанных с причинением страданий животным или их умерщвлением, от использования их в пищу, для получения меха и кожи, от использования животных в эксперименте, в зрелищных мероприятиях.
Эндрю Линзи(англичанин) – доктор богословия, отстаивающий права животных с позиций христианской религии, опирается в своих рассуждениях на философию А.Швейцера; он говорит: «Прозрение Швейцера касается совершенно простых вещей, а именно: это ощущение ценности всех живых существ, которые созданы Богом. Жизнь священна и неприкосновенна».
Сострадание к животным.
Идея справедливости в отношении животныхполучила свое развитие в концепции Прав животных, согласно которой единственно этичным подходом к проблеме считается справедливое отношение ко всем живым существам, удовлетворение их насущных потребностей. Учитывая, что животные заслуживают справедливого к ним отношения и их интересы должны быть защищены, сторонники идеи Прав животных развили и аргументировали положение о самостоятельной ценности животных.
В документах, определяющих стратегию деятельности Всемирного общества защиты животных, указывается, что животные – это чувствующие существа и, как таковые, имеют потребности. Человек всегда считал своей привилегией наличие у него потребностей и своим правом – их удовлетворение.
В своей статье «Ценность чувствующих существ» американский автор Д-рМайкл У.Фокспишет: «Жизнь животных имеет свою собственную цель, а не является средством удовлетворения человеческих потребностей».
М.Фокс спрашивает: «Но разве жизнь червяка не так же дорога червяку, как жизнь кита – киту?»
Известный религиозный философ, богослов нашего времени Д-р Эндрю Линзипишет: «Вся вселенная создана любовью, а то, что создано любовью, не может не иметь ценности. Бог своею милостью сделал все существа на земле драгоценными в его глазах».
«Если все твари существуют для Бога, если Бог стоит за каждой из них, то как могут человеческие существа идти против Бога?» По мнению Альберта Швейцера, любая жизнь драгоценна в своей неповторимости, а это равняет в их ценности все живые существа. Поэтому жизнь – это явление, внушающее уважение, благоговение. Отсюда проистекает принцип универсальной этики Швейцера – «благоговения перед жизнью».
Источник: .«Альтернативный мир» Т.Н.Павлова.
Альберт Швейцер построил стройную этико-философскую систему - универсальную этику, согласно которой этичное отношение к животным довершало долг человека перед окружающем миром.
Швейцер говорил: «Ошибкой всех существующих этик было мнение о том, что надо рассматривать отношение человека к человеку, когда в действительности речь идёт о том, как относится человек ко всему, что его окружает».
Он видел вокруг себя огромный мир животных, которому не было места в этических системах человека. А.Швейцер испытывал сострадание ко всем живым и страдающим существам. Он считает, что принцип благоговения перед жизнью относится ко всем формам жизни: к людям, к зверям, к насекомым, к растениям.
Этичный человек не спрашивает, в какой степени то или иное существо заслуживает сочувствия или является ценным, или в какой степени оно способно чувствовать. «Жизнь как таковая священна для него», - утверждает Швейцер. Он говорил: «Этика – это безграничная ответственность перед всем, что живёт».
Источник: «Биоэтика в высшей школе» Т.Н.Павлова.
Знаменитые люди о сострадании к животным:
Леонардо да Винчи:«Я уверен, что наступит время, когда люди будут смотреть на убийство животных, как они теперь смотрят на убийство человека».
Л.Н. Толстой:«Общество, которое плохо относится к животным всегда будет нищим и преступным».
Элла Виллер: «Я говорю за тех, кто не может сказать, через меня говорят немые, до тех пор, пока люди не услышат о страдании слабых. Я – покровительница своих братьев, я буду за них бороться; я буду говорить за животных и птиц. Пока в этом мире всё не станет на свои места».
Бриджит Бардо- знаменитая атриса, которая создала множество приютов, выступает против ношения мехов, детоубийства бельков(детёнышей тюленей). Она утверждает, что собака многократно превосходит человека в дружбе: «Это единственное существо на земле, которое любит Вас больше чем себя».
Кельвин Кляйн- знаменитый дизайнер-модельер: «Заниматься дизайном меховых изделий я считаю несовременным, потому что по-настоящему современная женщина не носит мех»...